Подвальный магазин - головная боль жильцов или право имеет..?

Подвальный магазин – головная боль жильцов или право имеет..?

 

Согласно статье 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 23.12.2010, с изм. от 21.11.2011) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 381), правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В части 3 статьи 3 ФЗ № 381 предусмотрено право органов местного самоуправления издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. При этом данное право ограничено случаями и пределами, которые предусмотрены Законом, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законами субъектов РФ.

По общему правилу нормативный акт органов местного самоуправления не должен противоречить федеральным законам, законам субъекта РФ и иным федеральным нормативным актам.

В пункте 2 статьи 8 Федерального закона № 381 установлено, что хозяйствующие субъекты, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе режим работы.

Статьёй 11 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 25.06.2012) "О защите прав потребителей" установлено, что режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно.

Положения вышеназванных законов дублированы в Постановлении Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 27.01.2009) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", в котором сказано, что режим работы продавца - организации иной организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя устанавливается ими самостоятельно.

Таким образом, на Федеральном уровне закреплено общее, диспозитивное правило согласно которому хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, самостоятельно определяют свой режим работы за исключением случаев установленных Федеральными законами. Из это следует, что законодатель в исключительную компетенцию федеральных органов власти относит «установление режима работы магазинов и иных хозяйствующие субъектов, осуществляющие торговую деятельность».

В связи с тем, что установление режима работы магазинов и иных хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность отнесено к исключительной компетенции федеральных органов власти, 15 февраля 2011 Калининградской областной Думой на рассмотрение Государственной Думы РФ был внесен проект Федерального закона N 501598-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым предполагалось установить режим работы хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность в помещениях, расположенных в многоквартирных жилых домах или пристроенных к ним, не ранее 6 часов и не позднее 23 часов по местному времени.

Постановлением Государственной Думой РФ от 20 марта 2012 г. N 197-6 ГД законопроект N 501598-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", был отклонён.

Таким образом, до настоящего времени на федеральном уровне не принято императивных норм устанавливающих общий, для всех магазинов, режим работы.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 27.01.2009) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" установлено, что продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах (далее именуются - стандарты).

Так, одно из самых существенных ограничений закреплено в пункте 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" согласно которому, не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Требования которые хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, обязаны соблюдать, закреплены также в различного рода Сводах правил, СанПин, Технических регламентах и так далее.

Согласно п. 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, производственные объекты, а также автостоянки. Данное требование регламентирует размещение новых объектов, но не распространяется на временно размещаемые объекты. Объекты торговли и общественного питания разрешается размещать на первых этажах жилых зданий при условиях соблюдения гигиенических нормативов по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям. Кроме того, помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания[1].

Пунктом 4.10 Свода правил СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», утвержденные приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 № 778 установлено, что в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания не допускается размещать магазины с режимом функционирования после 23 часов.

Свод правил вступил в действие с 20.05.2011 и распространяется на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий. При изменении функционального назначения отдельных помещений или частей жилого здания в процессе эксплуатации или при реконструкции должны применяться правила действующих нормативных документов, соответствующие новому назначению частей здания или отдельных помещений, но не противоречащие правилам данного документа (пункт 1.5 Свода правил).

В силу статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процесса проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, накладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Таким образом, ограничивать режим функционирования магазинов, расположенных в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания, после 23 часов, т.е. в ночное время возможно, но при этом данный запрет не может применяться к зданиям и сооружением, введенным в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ и свода правил СП 54.13330.2011.

Как было указано ранее, продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах (далее именуются - стандарты)

Организации торговли могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях, а также размещаться на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работников этих организаций. Деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. При размещении организаций торговли в зоне промышленных предприятий и иных объектов они не должны оказывать вредного влияния на организацию торговли[2].

Магазины, рестораны, кафе и другие объекты обслуживания населения, которые находятся в многоквартирных домах или в пристроях к ним, могут работать в ночное время. Эти заведения должны соблюдать все обязательные гигиенические нормативы, в том числе по шуму и вибрации.

Допустимые уровни шума и вибрации на рабочих местах в помещениях должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к уровням шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки и производственной вибрации, вибрации в помещениях жилых и общественных зданий[3].

Непосредственно, сами нормативы уровня шума и вибрации определены в Своде правил "СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы" утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 N 36.

В случае превышения уровня шума или каких-либо иных нарушений, жители дома могут пожаловаться в соответствующие федеральные органы исполнительной власти (в правоохранительные органы, контрольно-надзорные госорганы, Ропотребнадзор и иные) или в судебные органы. При этом, заинтересованным лицом при обращении в суд будет считаться гражданин, чьи права нарушаются деятельностью магазина, а не орган власти, в который такой гражданин обратился, за помощью. Такой вывод следует из судебной практике Верховного Суда РФ.

Согласно п.46 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации N 10, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

Пунктом 47 того же постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установлено, что удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.

Таким образом, в случае если деятельностью магазина расположенного в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания, после 23 часов, нарушаются права собственников квартир расположенных выше этажом, то защита и восстановление прав осуществляется федеральными органами исполнительной власти и/или судом. Такие полномочия в компетенцию органов местного самоуправления не входят.

На основании изложенного, можно сделать следующие выводы:

·      установление режима работы магазинов и иных хозяйствующие субъектов, осуществляющие торговую деятельность входит в исключительную компетенцию федеральных органов власти;

·      хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность самостоятельно определяют порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе режим работы. Изменений данного правила в федеральные законы не вносилось.

·      ограничивать режим функционирования магазинов, расположенных в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания, после 23 часов, т.е. в ночное время возможно, но при этом данный запрет не может применяться к зданиям и сооружением, введенным в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ и свода правил СП 54.13330.2011.

·      в случае если деятельностью магазина расположенного в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания, после 23 часов, нарушаются права собственников квартир расположенных выше этажом, то защита и восстановление прав осуществляется федеральными органами исполнительной власти и/или судом. Такие полномочия в компетенцию органов местного самоуправления не входят.



[1] Письмо Роспотребнадзора от 07.12.2011 "Об организации надзора за условиями проживания населения Российской Федерации"

[2] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23 (ред. от 03.05.2007) "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с "СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001)

[3] Там же, п.4.9.

 
Сайт управляется системой uCoz